В настоящее время происходит изменение налоговой политики, что влечет за собой некоторые неблагоприятные последствия для граждан и бизнеса, которые заставляют граждан и бизнес идти в суд, чтобы оспорить кадастровую стоимость. Это связано с тем, что согласно Налогового кодекса налог на недвижимость должен быть уплачен исходя из реальной стоимости такой недвижимости, определяемой официальными документами, среди которых:
- справка о стоимости из компетентных органов;
- оценка оценочной организации;
- кадастровая (инвентаризационная) оценка.
Сегодня довольно часто складывается ситуация, когда кадастровая стоимость недвижимости значительно превышает ее рыночную стоимость, что ведет к начислению более высокого налога на объект недвижимости. Также это влияет на стоимость платежей по аренде такого объекта и на сумму выкупа имущества в собственность.
Согласно ч. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Помимо этого согласно ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
При этом что касается земельных участков, то исходя из п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В этой связи данный вопрос является очень актуальным на сегодняшний день как для физических, так и для юридических лиц, выходом из ситуации для которых становится оспаривание кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Оспорить кадастровую стоимость недвижимого имущества можно двумя способами. В первом случае кадастровая стоимость оспаривается путем подачи заявления в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Во втором случае оспаривание происходит путем подачи искового заявления в суд.
как оспорить кадастровую стоимость?
В соответствии со ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В том же порядке могут быть оспорены результаты определения кадастровой стоимости физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. При этом для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в комиссии производится путем подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
- отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.
При подаче заявления о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости по результатам рассмотрения такого заявления комиссия вправе отклонить его в случае, если были использованы достоверные сведения об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости, либо принять решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Также при подаче заявления о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
В течение пяти рабочих дней с даты принятия по результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости соответствующего решения комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости.
Согласно ст. 24.20 Федерального закона в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Решения комиссии могут быть оспорены в суде по тем же основаниям. При этом решение комиссии в данном случае не является предметом при рассмотрении требований заявителя.
В случае оспаривания кадастровой стоимости недвижимости в суде согласно Постановлению Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.06.2011г. № 913/11 требования, имеющие своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
К исковому заявлению прилагаются те же документы, что и в случае рассмотрения данного вопроса в комиссии.
В случае вынесения положительного судебного решения, при котором кадастровая стоимость признается равной рыночной, уменьшается налоговое бремя собственника.
"Бюро по защите прав предпринимателей" Общероссийской Общественной Организации РО «ОПОРА РОССИИ» по Красноярскому краю.